Татарская мифология. Часть 1

7 месяцев ago admin 0

По сравнению со славянской или греческой, татарская мифология мало изучена. Ученые выделяют два «этажа» в пантеоне прататарской мифологии. «Высший» этаж занимает верховный бог Тенгре и 16 созданных им и подчиненных ему богов. Они, по древним представлениям, управляли противоположными явлениями: бог зимы и бог лета, бог смерти и бог жизни, бог ночи и бог дня. К «низшему» этажу относят множество мелких богов, духов и хозяев. «Высшая» мифология была особенно популярна у знати, которая для упрочения власти и поддержания авторитета часто возводила происхождение знатных родов к богам и мифологическим героям. «Низшая» мифология прататар была связана с повседневной жизнью, с бытом, была понятна и близка простому народу. С принятием ислама верховный бог Тенгре стал синонимом Аллаха, часть окружавших его божеств исчезла, а другие настолько успешно вошли в новую религию, что сейчас уже сложно сказать, что осталось от язычества, а что пришло позднее.

«Жители» нижнего этажа пантеона очень живописны. С ними связано множество мифов и легенд татарского народа, сказки. Их образы популярны в декоративно-прикладном искусстве.

Существа, живущие в домах и надворных постройках (татарские домовые)

Ой иясе (хозяин дома) описывается как длинноволосый и длиннобородый старичок, живущий в подполье дома. В силу своего тихого, не вредного характера, он не безобразничает, не устраивает семье, в которой живет, никаких каверз и подвохов, а наоборот проявляет себя добродушным и заботливым хозяином. Считается, что по звукам, издаваемым домовым, можно судить о будущем. В предчувствии беды он стучит или стонет, не дает людям спать. Если слышен шелест бумаги – к новым возможностям, к новостям. «Металлические» звуки предвещают богатство. Если ой иясе прядет, значит, хозяева дома смогут обогатиться, если займутся подобным видом деятельности или вообще какой-то ручной работой.

Бичура-домовой представляется в виде маленького существа в красной рубашке или платьице, в головном уборе – шапочке или в старинном головном украшении. Может жить в доме, как славянская кикимора, или в бане, как банник и банница (шишига). Из-за неугомонного и веселого характера часто вредничает — перекладывает с места на место вещи, прячет их, гремит и стучит. Существует татарское присловье: когда пропадает какая-то вещь, то спрашивают, не бичура ли украла? Она чувствует себя обнаруженной, застигнутой врасплох, и отдает вещь.

Абзар иясе (хозяин хлева) – властелин двора и надворных построек. Может принимать вид незнакомого человека или какого-либо животного. В отличие от заботливого ой иясе и вредной, но не злой бичуры, хозяин хлевов и конюшен избирателен в своих симпатиях. Если абзар иясе не нравится, например, лошадь рыжей масти, то он постарается извести её: лошадь будет чаще других болеть, получать травмы, чахнуть. Считается, что нелюбимое абзар иясе животное надо поскорее сбыть со двора. Если абзар иясе нравятся люди, с которыми он живет, если он чувствует к себе уважительное отношение, то в этом случае хозяин двора платит добром: стуком в окно он привлекает внимание людей к пожару, отелу и др.

Албасты – злой дух женского рода. В мифологии тюркских народов описывается как длинноволосая нагая женщина с уродливой внешностью, когтями и третьим глазом. Название происходит от эль – рука или алт – перед и басмак – давить. Т.е. это существо, давящее кого-либо рукою или давящее перед, на грудь. Коварна и безжалостна, орудует обычно ночью: подкрадывается и нападает на спящих людей, давит и пьет кровь из сердца. По народным поверьям, может украсть ребенка из утробы матери. Считалось, что албасты боится металлических предметов (иголок, ножей), поэтому беременные женщины прикалывали иголку к подолу платья, а в изголовье детской кроватки (албасты может нападать и днем, если ей удается застать ребенка одного дома спящим) клали что-нибудь металлическое.

К. Насыри отмечает, что название «албасты» имеет и переносный смысл. Так называют человека-лентяя, склонного жить за чужой счет, а не своим трудом, в отличие от убыра, чье название в переносном смысле означает человека трудолюбивого и проворного.

Смотрите также: Татарская мифология, часть 2