Татарская мифология. Часть 2

7 месяцев ago admin 2

Продолжение. Начало тут

Существа, живущие в воде

Они олицетворяют кровнородственные отношения людей и живут одной семьей: су бабасы (дед воды, водяной), су ияси (хозяин воды), су анасы (мать воды). 

Су бабасы обычно не выходит из воды и редко вступает в контакт с людьми. В татарском фольклоре в качестве исполнителя его поручений и докладчика новостей выступает су иясе. Он описывается как бойкий мальчишка, и многие исследователи определяют его как сына су бабасы и су анасы. Водяная мать может являться людям в образе женщины, которая сидя на берегу, расчесывает свои длинные густые волосы.

Особняком от их семьи стоит юха – водяной дракон. Ни один фольклор не обходит вниманием змей. Считается, что когда князю змей (его можно определить по светлому цвету кожи, в то время как остальные змеи — черные) исполняется сто лет, он превращается в аждага (дракона) и улетает жить на морской остров. А еще через тысячу лет дракон превращается в юху – необыкновенно красивую девушку, которая, согласно поверьям, выходит замуж, чтобы пить кровь у мужа и в конце концов съесть его. Девушку-юху можно узнать по двум приметам: у неё нет пупа и она не может обходиться без воды, превращается обратно в змею или дракона.

Существа, живущие в лесах

Убыр (ср. у других народов: вобур, вупор, упырь) – это, с одной стороны, дух умершего колдуна, который вселяется в человека, а с другой стороны, так называют и самого носителя: тот, в кого вселился убыр. Узнать убыра-человека можно легко: у него в подмышке дырка, через которую в него и вошел убыр-дух. Убыр-дух по ночам (через дырку в подмышке) может покидать человека и действовать как самостоятельное существо. В этом случае он принимает вид огненной сферы, животного или человека, не имеющего плоти со стороны спины.

В татарском фольклоре распространен образ страшной и таинственной убыр-старухи, которая способна есть огонь и является, в общем-то, довольно справедливой по отношению к честным и бескорыстным и безжалостной к хитрым, ленивым и жадным людям.

Шурале (шюрали) – злой дух леса, сбивающий путников с дороги. В отличие от славянского лешего, который один на весь лес, шурале в лесу может быть несколько. Является в человеческом облике и предлагает играть в щекотанье, а согласившегося защекочивает насмерть. Глуповат и боится воды, поэтому спастись от него можно хитростью (нужно уговорить шурале поиграть в щель: в дереве делается щель, ставится распорка, а когда шурале просунет в щель пальцы, распорку убирают. И пока шурале зовет на помощь, чтобы другие духи леса помогли вытащить защемленные пальцы, человек может убежать). Удача для человека, если рядом окажется лесной ручей: нужно просто перепрыгнуть через него, а шурале ни за что не полезет в воду и останется без добычи.

Существа — духи

Джин обычно невидим и, согласно одним легендам, старается избегать контактов с человеком. И если джин и человек нечаянно сталкиваются, то он является в образе какого-нибудь животного или увечного незнакомца. Увечного потому, что и джин начинает болеть от встречи с человеком, и человек болеет и страдает от встречи с джином. Согласно же другим легендам, джины могут быть очень навязчивыми, и человеку, чтобы хоть как-то отпугнуть джина, приходится носить с собой какой-нибудь железный предмет (джины боятся железа) или ветку можжевельника (джины совершенно не выносят этот запах).

Дивы – невидимые существа, способные принимать любой образ в зависимости от того, что им нужно от человека. Живут в своих подземных и морских царствах, а на земле чаще всего показываются в местах, где скрыт клад. Чтобы победить дива и забрать клад, нужно обладать недюжинной физической силой и острым, сметливым умом. Дивы враждебны человеку и стараются как можно больше навредить ему: похищают детей, заменяют пищу на помет, расставляют смертельные ловушки, а потом хвастаются, сколько человек смогли свести с лица земли. Если же человеку удается справиться с дивом, то див воскрешает всех убитых.

Пери – сверхъестественной красоты женщины, опасные в гневе, способные лишить человека разума, и кроткие, помогающие во всем своему избраннику-человеку. Считается, что пери могут найти общий язык со всеми зверями и птицами, потому что ни одно существо не может устоять перед их красотой и обаянием.