А роза упала на зелень подноса

2 месяца ago admin 0

Тагильский розан известен не только в России, но и далеко за её пределами. Он узнаваем, как и кисти рябины, и сочные спелые фрукты в обрамлении золотого ажура. Но мало кто знает, что русская роспись подносов родилась именно на Урале, в Нижнем Тагиле, и лишь 80 лет спустя аналогичный промысел появился в московском Жостово.

Рождение тагильской росписи подносов

В середине XVIII века ещё не было прокатных станов, металл обрабатывали методом ковки. Равномерная толщина, декоративные бортики и безупречно ровные поверхности подносов, конечно, привлекали и простой народ, и купцов на ярмарках и промышленных выставках. С XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки, проходившей в 1896 г. в Нижнем Новгороде, нижнетагильские подносы приобрели известность. Их можно было встретить в разных концах России, в Средней Азии, в Китае.

Тагильская роспись подносов: трудные времена

Начало XX века – время настоящего признания, взлёта нижнетагильского подноса. Падение началось после революции. Спасти народный промысел пытались путём создания мелких кустарных производств, но это не помогло. И тут тагильские мастера совершили ошибку, едва не стоившую «жизни» всему производству. Чтобы «вписаться» в новые условия в государстве и выжить, они стали копировать жостовские изделия.

Время шло, мастеров, владеющих исконно уральским маховым письмом с уникальной техникой двухцветного мазка, оставалось всё меньше. Молодёжь кустарный промысел не привлекал, старики умирали, унося с собой знания.

Был безвозвратно утерян рецепт хрустального лака. Учёные установили, что для него использовались спирт и смолы, а сама смесь варилась, но точных пропорций, наверное, уже никто никогда не узнает.

Сейчас тагильские подносы покрывают обычным промышленным лаком в один или в два слоя, если нужно придать объём рисунку.

тагильский поднос роспись
Т. В. Юдина, поднос «Уральская рябинушка»

Роспись подносов сегодня

Тагильский розан и подвижные уральские «вертушки» вернулись на подносы лишь в 70-е годы XX века, когда при Нижнетагильском посудном заводе открыли мастерскую уральской росписи. Роскошные букеты, старинные фруктовые мотивы, нарядная плодово-ягодная роспись навсегда вошли в золотой фонд уральского прикладного искусства и стали неотъемлемой частью духовной культуры России.

Материал с моего канала в Яндекс.Дзен