Дымковская игрушка: впусти в сердце сказку

3 года ago admin 0

Много интересного можно увидеть на «Вятском лапте» в Кильмези. В том числе и дымковские народные игрушки – промысел, насчитывающий уже 400 лет.

глиняный шарик
Глиняный шарик. Неизвестный мастер, середина XIX в.

В конце XV – начале XVI в.в. выходцами из Великого Устюга на низком правом берегу реки Вятки была основана слобода Дымково, жители которой занимались гончарным делом. Появление дымковской глиняной расписной игрушки неотделимо от Вятской свистопляски (позднее — Свистуньи). Праздник возник после хлыновского побоища, когда вятичи, оборонявшие крепость Хлынов от инородцев, позвали на помощь устюжан и ночью, в темноте не сумев отличить своих от чужих, перебили и тех, и других. Свистопляску проводили ежегодно каждую четвертую субботу после Пасхи и начиналась она панихидой по невинно убиенным. В ритуал праздника входило катанье глиняных шаров по склону Раздерихинского оврага, кулачные бои, свист, песни и пляски. В честь оставшихся после сражения вдов и детей обязательно ставились торговые балаганы со сладостями – орешками, пряниками, конфетами – и глиняными куклами и дудками, свистульками, кукольной мебелью и другими игрушками.

Сочетание скорбной панихиды и последующего разгульного веселья воспринималось как должное. Веселье символизировало победу жизни, свист отпугивал все злое, а катание глиняных шаров (символ яйца) «пробуждало» землю от зимнего сна.

Виды дымковской игрушки

виды дымковской игрушки
Дымковские игрушки. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых

Свистульки

Свистулька представляет собой небольшую фигурку с самыми характерными признаками зверя или птицы (рога у баранов и козлов, вытянутая мордочка у коней, сплющенный клюв уточек) спереди и выполненным в виде конуса свистком сзади. Бывают свистульки, изображающие всадника на одно- или двухголовых лошадях.

глиняные свистульки
Неизвестные мастера: свистульки-уточки (конец XIX в.), коньки-свистульки (начало XX в.). Е. А. Перминова, свистулька-трёхголовка

Барышни

Это водоноски, няньки, барышни с кавалерами, барышни с муфтами, с собачками, с цветами, с зонтиками. Все они — модницы в диковинных, по современным меркам, головных уборах (шляпках, кокошниках, повойниках, капорах), в пышных юбках с передником — если это водоноска или няня, в нарядных оборках и рюшах – если дама идет на прогулку.

дымковские барышни
В. П. Красикова. Гуляющая пара (1961 г.), Н. П. Борнякова. Учительница (1979 г.)
народные дымковские игрушки
Е. И. Косс-Деньшина. Барыня и кавалер (1971 г.), Барыня с собачкой (1958 г.). А. В. Кузьминых. Водоноска (1971-1972 гг.), Кормилица с ребенком (1971 г.)

Кавалеры и всадники

Важность и серьезность кавалеров передается немного отклоненным назад туловищем фигурки и приземистыми пропорциями. Образы «гуляющего кавалера» и «гуляющей дамы» типичны только для дымковской игрушки, в отличие от всадников, чей образ – воплощение удали и горделивости – часто встречается и в других народных глиняных игрушках.

дымковские игрушки из глины
Е. И. Косс-Деньшина. Мальчик на петухе (1963 г.). З. Ф. Безденежных. Гармонист на коне
дымковские кавалеры
А. А. Мезрина. Гуляющий кавалер (1910-е г.). Е. И. Пенкина. Гусар на коне (1930-е г.)

Животные

Дымковские игрушки-животные – настоящий сказочный мир. Тут и медведи – няньки и музыканты, кони, бараны, козлы, горделивые индюки, задиристые петухи, зайцы и поросята, гуси и коровы. Словом, все животные, с которыми в быту так или иначе могли соприкасаться мастерицы и примечать их характерные черты, чтобы потом выразить это в игрушке. Интересно, что для придания колорита некоторым животным их шкура изображалась как своего рода одежда — штаны с оборками.

дымковские козлики
Н. П. Борнякова. Курица и петух (1979 г.). Р. Э. Пенкина. Наездница на козле (1984 г.)

Композиции

Представляют собой пластину-основание с расположенными на ней действующими лицами. Сюжеты брались самые разные, от сказочных до злобы дня.

семья моряка дымковская игрушка
Г. И. Баранова. Свидание с моряком под яблоней. Семья моряка (1979 г.). А. А. Мезрина. Чтение колхозного устава (1935 г.)
дымковская игрушка козлик
Г. И. Баранова. Коза и семеро козлят (1979). Л. А. Иванова. Цирк (1979)

Лепка и роспись дымковской игрушки

Игрушки создавали в домашних условиях. Глину и песок готовили с осени и хранили в придомовом пространстве, которое называлось глинник. Для лепки и окраски существовали такие приспособления: сосновая или еловая доска, деревянная лопатка, тряпка, «протыкалка» (делать отверстия в свистульках), «глазничка» (палочка для рисования глаз), «пятнушечка» (палочка для нанесения мелких точек), кисти. Игрушки обжигали в печи, затем белили молочно-меловой смесью и расписывали.

инструменты для лепки из глины
Инструменты дымковской мастерицы А. А. Мезриной

Круг, овал, точка (горошинка), прямые и волнистые линии, квадрат – пять основных элементов традиционной дымковской росписи. Все они берут начало в народных вышивках и связаны с природой: круги – знаки солнца, овалы и круги с точкой – знаки зерна, ромб (квадрат) — плодородие, прямые линии – погодные знаки, волнистые – знаки земли. Современные игрушки обжигают в электрической печи, красят не самодельными, а фабричными красками.