История чернолаковой глиняной игрушки

2 месяца ago admin 0

Все знают дымковские глиняные игрушки (Киров), филимоновские (Тульская область), хлудневские (Калуга), абашевские (Пенза), каргопольские (Архангельск), а вот про казёнские чернолаковые мало кто слышал. И это неудивительно. Казёнских чернолаковых глиняных игрушек остались буквально считаные экземпляры. Промысел прекратил своё существование, как и небольшая деревушка Казённая Сунского района Кировской области.

Первые упоминания о населённых пунктах в этих местах относятся к началу XVIII века. Само название деревни Казённая говорит о том, что селились в ней «казённые» крестьяне, то есть, государственные. Согласно «Подворной описи» Нолинского уезда, к началу XX века в деревне насчитывалось 15 хозяйств и 77 человек населения. Перед войной там было 22 двора и 109 жителей. В 1970 году численность упала до 25 человек, да и те постарались по возможности перебраться в Суну или в областной центр.

Эта местность известна запасами глины хорошего качества. Она подходила по свойствам для грубой керамики. Во всех трёх деревнях, располагавшихся недалеко от Скородумских ям, использовали этот природный материал. В Трапицыно кустари изготавливали красный кирпич, в Скородумовской жили «скорые на думу» посудные мастера-гончары, а в Казённой «дудошники» занимались глиняной игрушкой. Это ремесло кормило мастеров полтора века.

Интересный факт. Изготовлением дымковской игрушки занимались только женщины, а вот казёнковскую делали и мужчины. По птичке или рыбке можно было сказать, в какой семье она «родилась». Навалихины лепили овечек, лошадок, птиц и других животных, делали куколок-мужчин. Попцовы, Кондаковы и Перевощиковы лепили куколок-женщин в платках, сарафанах или юбках с оборками и с согнутыми, как у дымковских барышень, руками. Глиняные свистульки делали во всех семьях.

Изготовление глиняной игрушки

Чтобы слепить птичку-свистульку, из глины катали шарик, а потом его расплющивали и выравнивали. Получалась плоская круглая лепёшка. Её сгибали, соединяя края крест-накрест и формируя вытянутую заготовку. В одной её части вылепляли голову, а в другой – мундштук. С этой стороны острой палочкой делали отверстие и клиновидный вырез. На спинке птички-свистульки протыкали два отверстия, чтобы можно было наигрывать простейшие мелодии.

Кажется, что ничего сложного в процессе лепки нет, а на практике оказывалось, что не всякая свистулька получалась голосистой, имела звонкий и чистый звук. Навык, сколько брать глины в шарик и какого размера делать отверстия, приобретался с опытом.

Домашние печи у казёнцев-дудошников были глинобитные и несколько большего размера, чем обычно. В них предусматривалось специальное место – плаха. Туда и ставились глиняные игрушки. После просушки их поштучно извлекали щипцами и опускали в горячую смолу.

В состав смолы входили различные травы и продукты сухой перегонки берёзы и осины. Это и давало чёрный цвет казёнской глиняной игрушке.

После «купания» в горячем смоляном варе поделки снова отправлялись в печь. Там под действием высокой температуры они приобретали характерный блеск. После остывания игрушки расписывали красными, жёлтыми, голубыми и белыми клеевыми красками.

Изображение взято с сайта artorbita