История народного костюма

3 месяца ago admin 0

Наверное, не каждый человек с первого взгляда определит, где на картинке мальчик, а где – девочка. Придётся всматриваться, чтобы отыскать отличия, так как оба ребёнка в платьях. Луи Каравак, придворный художник XVIII века, очень точно передал тогдашнюю моду и традиции. Глядя на картину, легко понять, что дети это не крестьянские, и что мальчику меньше 6-7 лет, иначе на нём были бы бриджи с рубашкой.

Или вот, например, читаем в «Мёртвых душах»:

— Слышишь, Фетинья! — сказала хозяйка, обратясь к женщине, выходившей на крыльцо со свечою, которая успела уже притащить перину и, взбивши её с обоих боков руками, напустила целый потоп перьев по всей комнате. — Ты возьми ихний-то кафтан вместе с исподним и прежде просуши их перед огнём, … а после перетри и выколоти хорошенько.

… Он (Чичиков) стал припоминать себе: кто бы это был, и наконец вспомнил, что это была хозяйка. Он надел рубаху; платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него.

То есть, Чичиков отдал в чистку кафтан вместе с исподним, а утром надел рубашку и… платье. Чичиков в платье, как так-то? Несуразица, если не знать, что названием «платье» долго обозначали одежду вообще, а не только определённый её вид. Поэтому Гоголь так и написал: рубашка и платье – исподнее и верхняя одежда.

Всё это даёт нам представление о времени, нравах и обычаях. Вещи и раньше, и сейчас могут многое рассказать о своём владельце. Нам остаётся лишь «считать» эту информацию, понять её. Конечно, нужны определённые знания, но занятие это крайне увлекательное и познавательное.

Что сделал Пётр Первый

Если бы Пётр Первый законодательно не закрепил ношение платьев европейского образца, то не было бы отчётливого деления одежды на крестьянскую, традиционную, и городскую, по моде того времени. Самобытный народный костюм сохранился у крестьян и городских мещан, у представителей церковного сословия и купечества, которые чтили старые обычаи и веру. Аристократии предписывалось одеваться на парижский манер.

народный костюм
Праздничный женский народный костюм и платье императрицы Елизаветы, XVIII в.

Отголоски народного, традиционного в костюмах, начиная с XVIII века, выражаются только в отделке, в яркости и пестроте тканей, а покрой уже европейский. Если бы современный человек оказался на ярмарке или праздничных увеселительных гуляниях того времени, то он бы увидел разноликую толпу из крестьян, мещан и дворян. Народные накидки, шали и платки аристократия сочетала с европейскими платьями, а крестьянки и купчихи перенимали для своих нарядов элементы модного кроя.

В результате взаимного влияния:

  • традиционная одежда пополнилась такими предметами, как душегреи, шугаи;
  • появились новые лекала для воротников. Им было ещё, конечно, далеко до декольте, тем не менее, вырез спустился чуть ниже ключиц;
  • укоротились и стали пышнее рукава женских рубах;
  • европейские наряды стали щедро декорироваться кружевом и вышивкой.

Именно благодаря вкладу народных мастериц постепенно в общеевропейской моде выделилось такое направление, как русский городской костюм. Он был сшит по западным лекалам, но имел традиционные, узнаваемые черты.

Реформа Екатерины II

Екатерина II ввела моду на наряды в русском стиле. Платья были многослойные, названные одним из современников «офранцуженными сарафанами» за характерное оформление передней части сквозной застёжкой. Украшались они драгоценными камнями и золотой вышивкой, блондовым кружевом со стеклярусом или белым шёлком. Считались модными ткани пастельных расцветок, однотонные или с цветочным орнаментом. Волосы убирались под кокошник. Вариантов этого головного убора было множество, каждая модница могла подобрать подходящий. Часто для украшения причёски использовалась прозрачная фата, короткая или длинная – это зависело от наряда в целом.

платья Екатерины
Екатерина II и её наряды, XVIII в.

Интересно, что подобное обращение к русскому платью и стилю сохранялось вплоть до начала XX века.

Эта статья – первая из цикла материалов о национальной одежде. История народных костюмов тесно связана с такими видами прикладного искусства, как вышивка, ткачество, кружевоплетение. Истинное мастерство всегда притягивает внимание, и наряд из музейного экспоната становится живым рассказчиком.