Восковые цветы, или История свадебного венка

3 месяца ago admin 0

Цветы с ударением на первом слоге – так называются свадебные венки из восковых цветов, которые примерно до середины XX века были неотъемлемой частью наряда невесты.

История рукоделия

Традиция использовать цветочные венки на голову в тех или иных обрядах уходит корнями в далёкое прошлое. Она встречается в разное время и у разных народов. Вплетать флёрдоранж в головной убор невесты первыми стали сарацины. Есть упоминания, что с этой целью его использовали и в Китае. Душистые белоснежные цветы померанцевого дерева служили символом невинности и продолжения рода.

С крестовыми походами флёрдоранж проник в Европу. Цветами ароматизировали бельё, их использовали в пищу. Например, изготавливали померанцевую воду для миндального оршада.

В кулинарной книге XIX века Елены Молоховец можно найти рецепт.

С получением эфирного неролиевого масла в Европе начался бум. Чем душилась знать? В моде были односложные ароматы: роза, резеда, пион и ирис, люпин, сирень, фиалки и пр. Флёрдоранж потеснил их всех! Терпкий, свежий цитрусовый аромат с горчинкой в основе завоёвывал сердца и опустошал кошельки.

Это эфирное масло было очень дорогое, для получения всего 800 г требовалась тонна лепестков, а синтезировать с целью удешевления производства тогда ещё не научились.

Вполне закономерно, что растение стали использовать в свадебных венках на голову и в букетах невест, в бутоньерках женихов. Лепестками осыпали новобрачных.

Появилось даже выражение «собирать цветы апельсина», означающее «искать жену».

В Россию эта мода пришла в XVIII веке в несколько изменённом виде. Поскольку померанцевое дерево в наших широтах не растёт, свадебный венок на голову изготавливали из бумажных, матерчатых и восковых цветов. Причём установилась интересная традиция. Свадебный венок помещался на божницу к венчальной иконе, где потом и хранился. Его утрата считалась дурной приметой.

венчальная икона
Венок и венчальная икона. Экспозиция Уральского культурного форума-2019

Рукоделие в монастырях

Многие мужские были центрами иконописи. В женских монастырях стремились заработать на нужды самыми разными способами:

  • выращивали рассаду, разводили саженцы, продавали семена овощей и цветов;
  • вязали и плели кружева;
  • шили, вышивали бисером, серебром и золотом;
  • пекли праздничные куличи и просфоры, делали повседневную выпечку – хлеб, калачи;
  • создавали декор и домашний текстиль (восковые, матерчатые и бумажные цветы, атласные ленты, абажуры, скатерти и пр.);
  • занимались ткачеством.

Всех видов рукоделия в монастырях не перечислить. Туда и обращались невесты за свадебными венками. И начинался кропотливый процесс изготовления цве’та. Это чем-то напоминает современное искусство бисероплетения, только вместо бусинок – восковые шарики, а вместо лески – тонкая проволока, чтобы свадебный венец держал форму. Леску и синтетические нити использовали для свисающих частей головного убора. Такие подвижные элементы располагались от висков до плеч. Иногда они спадали белоснежной цветочной волной на спину невесты, заменяя фату.

свадебный венок
Свадебный венок и бутоньерка. Экспозиция Уральского культурного форума-2019

К восковым цветам добавлялись листики из папиросной бумаги. Для жениха делалась бутоньерка, образующая стилистическую пару со свадебным венком. В качестве декора могли использовать драгоценные камни, жемчуг, бижутерию. Это зависело от финансовых возможностей и желания заказчицы.

В отличие от европейского флёрдоранжевого аналога, русский свадебный венок источал тонкий медовый аромат. И запах этот, «пойманный» в киот, сохранялся десятилетиями.